Известнейшая японская компания Minolta Co., Ltd., ныне уже ушедшая с фоторынка, была основана в городе Осака г. Kazuo Tashima 11 ноября 1928г. Tashima назвал её Nichi-Doku Shashinki Shöten. Это непонятное словосочетание приблизительно можно трактовать как японско-немецкое предприятие по производству фотокамер. В качестве логотипа Nichi-Doku использовала вензель из нескольких букв (рис. 1). Tashima опирался на поддержку немецких инженеров Неймана и Хеилеманна. В своих ранних изделиях предприятие использовало объективы и затворы, импортированные из Германии. Первым аппаратом, изготовленным компанией, была фолдинг-камера Nifcarette (рис. 2) с форматом кадра 4×6.5см, использующая роликовую плёнку. Её выпустили в 1929г.
рис. 1. В качестве логотипа компания Nichi-Doku Shashinki Shöten использовала вензель из нескольких букв
В 1931г структура компании претерпела некоторые изменения. Во-первых, поменялось её название. Теперь г. Kazuo Tashima стал генеральным директором не упразднённой Nichi-Doku Shashinki Shöten, а новой корпорации Molta Goshi-gaisha, где Molta – сокращение от немецкого «Mechanismus Optik und Linsen von Tashima» (механизмы, оптика и объективы Ташимы). Во-вторых, упоминание о Германии исчезло от названия компании. Тогда же немецкие инженеры покинули Molta, основав в Японии свою собственную компанию Neumann & Heilemann.
Привычное для нашего уха название «Minolta» появилось только в 1933г на одной из новых моделей фотокамер Molta (копияPlaubel Makina). Тогда же сменился и логотип, тиснённый на кожаной оклейке аппарата (рис. 3). Однако название компании и название торговой марки будет отличаться до 1962г. Многие специалисты утверждают, чтобренд Minolta создан как аббревиатура от немецкого «Mechanismus, Instrumente, Optik und Linsen von Tashima». Однако существуют и другие предположения.
Дела компании шли успешно. Molta периодически радовала фотолюбителей новинками. Расширялся спектр производимых ею оптических приборов: бинокли, телескопы и т.п.
В сентябре 1937г, компания, чтобы подчеркнуть свою разносторонность, вновь поменяла имя на Chiyoda Kogaku Seiko Kabushiki Kaisha (Chiyoda Optics and Precision Industry Co, Ltd.)
рис. 3. Логотип компании Molta
В 1940г. Chiyoda Kogaku Seiko K.K. наладила на одном из своих заводов производство оптики (в том числе объективов Rokkor), но вся продукция этого завода была ориентированна исключительно на военные нужды. Производство фотокамер для гражданского использования было полностью остановлено в 1943г. Все заводы Chiyoda (а их к этому времени было уже четыре) полностью перепрофилировались на военные заказы. Пережить войну удалось лишь половине предприятий. Остальные заводы фирмы после бомбовых ударов союзников были превращены в руины. Практически вся Япония была опустошена войной.
Основной целью оккупационных Союзнических сил, сразу же после капитуляции Японии, стало восстановление её промышленного потенциала. Инициатива выживших в пекле войны японских бизнесменов приветствовалась. Kazuo Tashima не медлит и активно берётся за восстановление своего разгромленного войной дела. Строятся на месте руин новые заводы, разыскиваются уцелевшие специалисты, подбираются новые кадры.
рис. 4. Первая послевоенная фолдинг-камера Semi Minolta III, изготовленная компанией Chiyoda Kogaku Seiko K.K
Уже в 1946г компания Chiyoda Kogaku Seiko K.K. поставила на рынок свою первую послевоенную фолдинг-камеру Semi Minolta III (рис. 4).
Помимо оптических приборов специального назначения, объективов, копировальных машин и т.п., в пятидесятые годы компания занимается производством фотокамер Semi Minolta, среднеформатных TLR-камер (рис. 5), 35мм дальномерок и 16мм сверхминиатюрных аппаратов. В 1958г компания Chiyoda предложила рынку свою первую 35мм SLR-камеру Minolta SR-2. Поскольку в настоящей статье нас будут интересовать аппараты только этого класса, на других, несомненно, удачных изделиях компании, мы задерживаться не будем. В середине 1962г, Chiyoda Kogaku Seiko K.K. вновь изменила название на Minolta Camera Co, Ltd., объединив его с именем своей торговой марки.
В 1966г, Minolta представила первую фотокамеру линейки SR-T. Наверное, это самая значительная серия неавтофокусных 35мм SLR-камер. Производство постоянно совершенствующихся моделей SR-T непрерывно продолжалось до 1981г.
рис. 5. Одна из TLR-камер Minolta
Новые изделия Минолты становились всё более конкурентоспособным не только в США, но и в Европе, поскольку помимо американского филиала, Минолта в 1965г открыла и европейский филиал в Гамбурге - Minolta Camera Handelsgesellschaft,. В 1973г Минолта предлагает покупателю свою первую и единственную системную 35мм SLR-камеру профессионального класса Minolta X-1/ XM/ XK. Со всеми подробностями, касающимися этого уникального аппарата, Вы можете познакомиться на страницах ФОТОкурьера №7-8 2008г.
Мне кажется, что в кратком предисловии не стоит перечислять все многочисленные SLR-камеры камеры компании. О каждой из них мы поговорим ниже. Пока достаточно будет сказать, что производством и совершенствованием этих приборов, а так же оптики к ним, Минолта занималась до начала нынешнего столетия, т.е. до момента своего объединения с компанией Konica.
Объединение, как не трудно догадаться, было вызвано экономическими причинами. Новая компания Konica Minolta возникла в октябре 2003г. Вся продукция, выпускаемая с этого момента, продавалась под торговой маркой «Konica Minolta» (рис. 6). Однако коалиция двух мощных партнёров не спасла их в рыночных баталиях.
рис. 6. Одно из изделий корпорации Konica Minolta
С 31 марта 2006 года Konica Minolta полностью прекратила производство фотокамер как пленочных, так и цифровых, передав все активы мощнейшей и всеядной компании Sony, с которой в июле 2005 года у Konica Minolta было заключено соглашение о дальнейшей совместной разработке цифровых камер DSLR со сменной оптикой. Камеры совместной разработки представлены на рынке как Sony α. Konica Minolta оставила для себя производство офисного, медицинского оборудования, систем печати и пр.
SLR- камеры
Хотелось бы подробно рассказать обо всех плёночных неавтофокусных 35мм SLR-камерах Минолты, но мне кажется, что это заинтересует не всех читателей, даже если они страстные поклонники бренда Минолта. Это объясняется просто - ранние модели камер в достойном состоянии редки, а некоторые более поздние изделия практически не встречаются, даже на торгах eBay. Я подробнее расскажу лишь о тех аппаратах, которые достаточно часто попадаются на отечественном вторичном рынке. Все прочие камеры будут упомянуты лишь вскользь.
Следует иметь в виду, что одни и те же аппараты Минолты, изготовленные для внутреннего, европейского или заокеанского рынка, могут иметь разные литеры в названии. Скажем, Minolta X-1/ XM /XK это три абсолютно одинаковые камеры, которые продавались под разными названиями в зависимости от регионального расположения рынка. Чтобы разобраться в этой путанице названий и иметь полное представление обо всём арсенале неавтофокусных 35мм SLR-камерах Минолты (без учёта мелких модернизаций), рекомендую ознакомиться с таблицей 1.
Таблица 1.
Мinolta SR-2
Мinolta SR-2 (рис. 7) была представлена в 1958г как первая 35mm камера SLR от Chiyoda Kogaku. Для меня до сих пор остаётся загадкой непонятная азиатская непоследовательность. Казалось бы, в линейке SR первой камерой должна была стать МинолтаSR-1. Однако SR-1 появилась спустя год, в 1959.
Новинка SR-2 поражала обилием инноваций:
- яркий пентапризменный видоискатель
- зеркало постоянного визирования
- диапазон скоростей механически управляемого шторно-щелевого затвора с горизонтальным перемещением в фокальной плоскости матерчатых шторок 1- 1/1000с и В
- байонетное крепление объектива, имеющее большой диаметр
- механизм автоматики диафрагмы (скорее полуавтоматики)*
- счётчик кадров с автосбросом в момент раскрытия задней шарнирной крышки.
Для конца 50-х это было очень серьёзное вооружение.
*Здесь есть маленький нюанс – после срабатывания затвора отверстие диафрагмы оставалось в рабочем состоянии, и чтобы его вновь полностью открыть, надо взвести затвор. Этот недостаток был исправлен уже во второй версии следующей модели.
Хочу предупредить обладателей, или читателей очень полезной книги Joseph D. Cooper «Minolta System Handbook», о том, что автор допустил там некоторую неточность, классифицируя камеры SR-2 и первые версии SR-1 и SR-3 как аппараты с полной автоматикой диафрагмы.
Были у камеры и недостатки. Главный – отсутствие экспонометрии. Более того, не были предусмотрены конструктивные элементы, которые бы позволили крепить внешний экспонометр. Отсутствовал репетир диафрагмы. И всё-таки, МинолтаSR-2 покорила многих. Важнейшим фактором, обеспечившим успех первой зеркалки, была подготовленная к её выпуску линейка великолепной собственной оптики Rokkor с просветлением «Achromatic Coating». В качестве штатной комплектации к аппарату предлагался объектив Auto Rokkor - PF 55mm f/1.8.
МинолтаSR-2 по настоящему сделала имя компании Chiyoda Kogaku, вызвав к себе интерес множества фотографов.
рис. 8. Первая версия Minolta SR-1
Minolta SR-1
В 1959г на рынке появился упрощённый (бюджетный) вариант первой 35mm камеры SLR, который назывался Minolta SR-1 (рис. 8). В последующие годы появилось ещё 5 версий Мinolta SR-1:
- вторая версия Minolta SR-1 1960г.
- третья 1961г.
- четвёртая 1962г.
- четвёртая А 1965г.
- пятая 1965г.
Все версии имели механически управляемый шторно-щелевой затвор с горизонтальным перемещением матерчатых шторок в фокальной плоскости. Диапазон скоростей затвора 1- 1/500с и В. В качестве штатной комплектации к аппаратам Minolta SR-1 предлагался объектив Auto Rokkor - PF 55mm f/2 (рис. 8) или Auto Rokkor - PF 53mm f/2. Репетир диафрагмы у всех версий Minolta SR-1 отсутствует.
рис. 9. Четвёртая версия Minolta SR-1
рис. 10. Пятая версия Minolta SR-1
Начиная со второй версии, Minolta SR-1 стала оборудоваться полнокровной автоматикой диафрагмы, т. е. после экспонирования апертура автоматически открывалась до полного отверстия.
Четвёртая версия имела в левой передней части верхнего моста специальную пластину для крепления селенового экспонометра LV, изготовленного «Chiyoda Kogaku» (рис. 9). Версии 4А и 5 (рис. 10) снабжались креплением для внешнего (не TTL) экспонометра, отмеченного новым названием компании Minolta Camera Co. LTD. В качестве светочувствительного элемента в его схеме использовался сернисто-кадмиевый фоторезистор CdS (рис. 11).
рис. 11. Minolta SR-1 с внешним (не TTL) экспонометром
Minolta SR-1s
Поздняя версия линейки SR. Минолта SR-1s (рис. 12) была представлена в 1967г. Она расширила диапазон скоростей затвора до 1/1000с.
Мinolta SR-3
Модель Мinolta SR-3 «Chiyoda Kogaku» выпустила в свет в 1960г. Как и её предшественница, камера за годы выпуска претерпела несколько модификаций. Первая её версия обеспечивала лишь полуавтоматику диафрагмы, как и Мinolta SR-2. Поздние варианты SR-3 (рис. 13) были избавлены от этого неудобства.
Основные усовершенствования, сделанные на Мinolta SR-3 по сравнению с SR-2:
- наличие крепления для установки внешнего селенового экспонометра LV, изготовленного «Chiyoda Kogaku» (рис. 14)
- байонетное крепление для аксессуаров, окружающее окуляр видоискателя
- фокусировочный экран с фокусировочными клиньями.
рис. 13. Последняя версия Минолта SR-3 с объективом Auto Rokkor-PF 58mm f/1.4
рис. 14. Рекламный буклет Минолта SR-3
Одним из стандартных объективов, доступных для SR-3 был великолепный Auto Rokkor-PF 58mm f/1.4 (рис. 13), оборудованный рычагом репетира диафрагмы.
Продолжение следует.
Борис Бакст