Довоенная история
Кто стоял у истоков?
Рассказ, который распространиться на несколько статей, необходимо предварить традиционным вступлением, хотя тема для российской фото литературы совсем не традиционная. Разговор будет о немецкой фирме IHAGEE и вершинах её творений – фотокамерах EXAKTA. Заведомо называть наше повествование исчерпывающим, или хотя бы полным, было бы просто авантюрой. По-настоящему тема заслуживает большого научного исследования. Подобные работы существуют во многих иноязычных изданиях. Советская, впрочем, как и Российская фото литература эту тему практически не задевала, впрочем, не жалует и теперь. Не считая нескольких статей в специализированных изданиях советского времени и брошюрок «Библиотеки фотолюбителя» по макрофотографии, о камерах Exakta отдалённое представление можно было получить лишь из сокращённого перевода книги Гельмута Штапфа «Практика фотографии» (Гос. издательство технической лит. УССР, Киев, 1967 г.). И это, не смотря на то, что целая армия наших фотожурналистов имела именно это прекрасное оружие, которое иногда, по счастливому случаю, получал и любитель.
Авторы сегодняшних статей, в шорах цифрового великолепия, так же проходят мимо темы. Единственный журнал, дважды за последнее десятилетие вспомнивший о камерах Exakta - «Фото магазин». Один раз это была редакционная статья (без подписи) [5(18) 97г.] «Ihagee и её Exakta» и вторая, «Exakta, что значит ‘точная’», автор которой Андрей Васильевич Шеклеин, появилась в №6 за 2003 г. Она то, вероятно, и подвигла глубже влезть в тему.
Будучи уверенным, что Российская фото библиография полностью мне неведома, заранее прошу прощения у авторов, которых не упомянул. Я один из тех счастливчиков, кому после вездесущего «Зенита», в середине 70-х, в руки попала достаточно потрепанная, но вполне жизнеспособная Exakta VX (на рис 1. изображена подобная) выпуска 1955-56 гг., без пентапризмы, с шахтным видоискателем и отличным объективом, не тем, что на рис. 1, а с Flektogon 35mm f2.8 Carl Zeiss Jena (см. рис 2)
Flektogon 35mm f2.8 Carl Zeiss Jena
После новёхонького «Зенита В», предела мечтаний и верха совершенства 70-х, истерзанная Exakta по началу показалась мне чем-то очень несуразным. Изображение на матовом стекле шахтного видоискателя, хоть и прямое, но зеркально обращённое. Страшная морока была с вертикальным кадром, который приходилось делать буквально «из-за угла». Представьте себе, как должен быть расположен при этом видоискатель, работающий на уровне пояса. В ту пору мне ещё было не ведомо, что в руках у меня профессиональная системная камера, съёмный шахтный видоискатель которой, лишь один из многочисленных специальных атрибутов. Самым непривычным было левостороннее управление, т.е. операция с рычагом взвода затвора и перемотки плёнки делалась левой рукой. Причём ход рычага имел достаточно большой угол, и взвести его одним движением не удавалось, приходилось делать эту операцию в два приёма. Там же, под пальцами левой, – спусковая кнопка.
Все эти неудобства ушли после того, как были отсняты 3-4 ролика плёнки и получены результаты. К хорошему тоже надо привыкать. Я осознал, что такое «штучный прибор», в отличие от растиражированного конвейером отечественного «чуда». Потом были другие Exakta, уже с пентапризмой в хорошем и отличном состояниях. К «Зениту» я больше не возвращался. Перепробовал несколько объективов, но в качестве штатного так и оставил Flektogon 35mm f2.8. Некоторое замешательство внесло появление «Praktica», подкупала возможность встроенного замера, но после близкого знакомства с ней, я понял, что на фоне Exakta, она выглядит очень бледно.
Основатель Ihagee Иоган Стинберген (фото 1924 г.)
Оперируя сегодня современными моделями pro-камер и оптики, я нет-нет, да возвращаюсь к этому чуду механики, чтобы сделать несколько кадров. И это вовсе не ностальгия, просто вновь хочется утвердиться в мысли, что даже подобные «динозавры», будучи сделанными, по жёстким конструктивным и оптическим канонам, порой дают картинку, могущую поспорить с результатами очень дорогих, и на перебой расхваливаемых сегодняшних брэндов. Было бы смешно ратовать за использование этой музейной техники сегодня, но вот рассказать о ней, нужно. В последние годы, за рубежом, Exakta стала объектом повышенного внимания коллекционеров, чего раньше наблюдать не приходилось. Этому есть несколько возможных причин:
- постепенное исчезновение камер из прайсов крупных торговцев Second Hand;
- сравнительная доступность предмета коллекционирования, за исключением самых раритетных позиций;
- необъятное количество интереснейшей оптики и аксессуаров.
Исчезновение камер из торгового оборота подогревает повышенный интерес, как к самому объекту, так и к его производителям. Итак:
Ihagee Kamerawerk, Steenbergen & Co., Дрезден
Иоган Стинберген родился 7-го декабря 1886 г. в маленьком городке Меппел, на севере Голландии. Его отец имел в городе солидную торговлю одеждой и тканями и, само собой разумелось, что Иоган, унаследовавший коммерческую жилку родителя, должен был пойти по его стопам. Но юношу ещё в школе увлекла механика и, особенно, фотография. Окончание средней школы совпало с внезапной смертью отца. Семейный мануфактурный бизнес совсем не занимал Иогана, и он самостоятельно попытался наладить торговлю фото техникой и граммофонами. Скорее всего, заштатный Меппел был не совсем удачным местом для деятельности подобного рода. Окрылённый идеей интересного дела, Стинберген ликвидирует весь семейный бизнес в Меппеле, и в 1908 г. перебирается в Дрезден.
Имперский патент №262624 от 25 сентября 1910 г.:
«Устройство фиксации фокуса объектива в положении бесконечность» на имя Иогана Стинбергена
Выбор был не случаен. Дрезден уже в конце ХIХ века завоевал статус центра немецкой фото промышленности и прецизионной механики. Косвенным признанием этого была только что прошедшая в Дрездене, в 1908 г., международная фото выставка. Вооружённый рекомендациями своего авторитетного дяди и опекуна, Стинберген, в качестве ученика поступает на одно из предприятий Ernemann Werke A.G. (Heinrich Ernemann Werke Aktien Gesrllschft). Это крупнейший немецкий производитель фото техники, достаточно известный в довоенном СССР своими многочисленными гармошками, форматными камерами и светосильной оптикой. Школа была великолепной. В учениках талантливый парень проходил не долго. Уже через два года он получает патент на «устройство фиксации фокуса объектива в положении бесконечность» (см. рис. 4)
Предположительно, именно эта идея была впоследствии использована в конструкции замка фирменного байонета Exakta.
Продолжая работать на Ernemann Werke A.G, он уже строит перспективы собственного дела. Причём это не инфантильные грёзы, это планы зрелого инженера и организатора. Уже в эту пору он создаёт эскиз торговой марки своего будущего детища: «восходящее солнце над лежащим месяцем» (см. рис. 5). Эта эмблема долгие годы будет сопровождать продукцию Ihagee Kamerawerk. В апреле 1912 г. молодому Стинбергену, при поддержке крупного дрезденского банка удаётся основать компанию со сложным названием «Industrie und Handelsgesellschaft m.b. H. Kamerafabrik mit Kraftbetrieb». Примерный, доступный сегодняшнему восприятию, перевод с немецкого: «Промышленно - торговая компания с ограниченной ответственностью, производящая фотокамеры». Базовый капитал помогли заложить состоятельные родственники, не без основания рассчитывая на успех Иогана.
Первая торговая марка Ihagee Kamerawerk
Деятельность компании началась с широкой оптовой торговли фотоаппаратурой, аксессуарами и фотохимией. Собственное производство, по началу, робко ютилось на втором плане. Занимались изготовлением несложных камер, копируя других производителей, и собирали аппараты из готовых, приобретённых агрегатов. Стинберген, понемногу набираясь опыта, изучая конъюнктуру и изыскивая хороших специалистов, стал расширять производство, которое вскоре стало доминирующим в деятельности предприятия. Компания крепла и расширялась, а её несуразное название сокращалось. Теперь оно выглядело следующим образом: «Industrie und Handelsgesellschaft m.b. H. Kamerawerk», затем вылилось в аббревиатуру: «IHG Kamerawerk» (Industrie und HandelsGesellschaft m.b. H. Kamerawerk). Затем, для благозвучия, буквосочетание IHG стали писать так, как оно произносится по-немецки (ихаже) Ihagee Kamerawerk.
И, чтобы уж совсем закончить с немецкими закавыками, - Gmb H (Gesellschaft mit beschränkter Haftung) это общество с ограниченной ответственностью, сопоставимо с привычным Ltd.; werk означает предприятие. К тому времени Иоган Стинберген наладил отношения в Магдебурге с преуспевающей компанией Monowerk (Rudolf Chaste), которая выпускала до Первой Мировой разнообразные пластиночные гармошки, и возможно, получил от неё заказ. Во всяком случае, существует горизонтальная пластиночная гармошка, формата 4,5х 6 см. Mono Minax (1914 г.), с маркировкой Ihagee.
С началом войны большая часть служащих компании была призвана в армию, завод пришлось остановить, к счастью, не надолго. В феврале 1915 г. производство вновь было запущено и продолжало расширяться. Стинберген, набрав новых квалифицированных специалистов, поручает им создание проекта первого собственного детища, пластиночной гармошки 9х12, с мехом двойного растяжения «Photorex» (1918 г.) В конструкции её объектива использована идея, запатентованная Стинбергеном ещё в 1910 г. (см. рис. 4). Объектив заказывали на стороне, Ihagee Kamerawerk не делала своей оптики. За «Photorex» последовала деревянная раздвижная камера «Corona» (см. рис. 6).
Второй собственный проект Ihagee Kamerawerk камера «Corona»
(1918 г.)
Вскоре, в старом здании, производству становится тесно. В 1919 г. завод переезжает в просторные помещения на другой дрезденский адрес и, не переставая, удивляет новинками. После «Corona» было ещё несколько моделей деревянных камер и бесчисленное количество гармошек, некоторые из которых необычны и интересны. В первую очередь это зеркальная однообъективная клаппкамера (складной аппарат) Patent Klapp Reflex. Пластиночная SLR гармошка. При раскрытии Klapp Reflex передняя панель поднимается и служит основанием для раскладывающейся шахты. Объективная панель на 4-х кронштейнах, выдвигается вперёд, затвор фокальный. Фотокамеры, не ограничивали интересов Ihagee Kamerawerk, с не меньшим успехом делались всевозможные аксессуары, удлинительные мехи и кольца для macro, адаптеры для микроскопов, вспышки и увеличители, объективы для которых так же заказывали оптическим фирмам.
рекламный плакат
Скоро заводу вновь стало тесно, и он справляет ещё одно новоселье, переезжая в здание, где до него уже расселились два фото гиганта Ernemann и Ica A.G.
Новые цехи заняли площадь около 6000 кв. м., а численность персонала возросла до 500 человек. Возникли специальные службы маркетинга и обеспечения материалами, полуфабрикатами и оптикой. Рекламные нужды Иоган Стинберген обеспечивал сам. Это было его хобби. И надо сказать, получалось это у него очень эффектно. По его эскизам сделали рекламный плакат (см. рис. 7) и ещё один вариант торговой марки (см. рис. 8) .
Вернер Вурст «Exakta, малоформатная фотография»
Вокруг Ihagee Kamerawerk стало объединяться всё больше талантливых людей. Чем так притягивал их Иоган Стинберген? Загадка.
В 1928 г. в компанию пришёл Вернер Вурст (Werner Wurst). Начал он как ученик, а в последствии стал заведовать отделом рекламы, заняв место шефа. Сегодня он известен нам, как автор книги «Exakta Kleinbild-Fotografie» (Exakta, малоформатная фотография) (см. рис. 9) . Книга посвящена использованию 35мм. Exakta во всех мыслимых и немыслимых сферах. В Германии «Exakta Kleinbild-Fotografie» переиздавалась 11 раз, наверняка большими тиражами (немцы, не смотря на свою раздражающую суперпедантичность, тиража не указывают). Уверен, что и переведена она даже на суахили, но только не на русский. Кроме того, Вернеру Вурсту принадлежит авторство ещё ряда книг об Exakta и о фотографии вообще. После войны, уже при новых хозяевах Ihagee Kamerawerk, Вурст ещё долго занимался рекламой.
Тем временем Иоган Стинберген осваивал «смежную» профессию. Поскольку он никогда не терял связи с родиной и постоянно наведывался в Голландию, ему, как уже достаточно известному в обеих странах человеку, правительство Нидерландов поручило (попросило) возглавить консульство в Дрездене. Стинберген согласился. В 1928 г. он был назначен Королевой Нидерландов Почетным консулом Голландии в Дрездене. Таким образом, компанией Ihagee Kamerawerk стал руководить Голландский Почетный консул. «Смежная» специальность, в силу обстоятельств, пригодилась Стинбергену даже больше основной. После Второй Мировой он был консулом Нидерландов в различных городах США и Западной Германии.
первая Exakta VP А, версия 1
Ihagee Kamerawerk уверенно развивалась, приобретала имя, шла в ногу со многими именитыми немецкими производителями, где-то опережая их, а иногда запаздывая. Это равновесное благоденствие прекратилось в 1933 г., когда компания воплотила в жизнь свой давний замысел – проект первой в Мире «миниатюрной» SLR камеры Exakta VP, использовавшей катушечную плёнку. (см. рис. 10) .
Аббревиатура, очень символично, содержит интернациональные корни: exakt (нем.) – точный; VP (Vest Pocket) (англ.) - миниатюрная камера. С момента появления этой абсолютно точно угаданной конструкции, ореол мировой славы уже не покидал Ihagee Kamerawerk. Тут вновь надо внести некоторые пояснения в неразбериху терминов. Exakta VP, с форматом кадра 4 x 6.5 см (не 4.5 x 6 см!) предназначалась для использования роликовой плёнки (тип 127). Термин «миниатюрная» трактовался в середине 30-х прошлого века несколько шире, чем сегодня и не ограничивался форматом кадра 24x36 мм. Известная пластиночная SLR камера Ermanox Refles (Ernemann Werke A.G.), с форматом кадра 4,5 х 6, тоже считалась компактной.
Exakta VP убедительно утверждала своё превосходство над конкурирующими моделями в весе, габаритах, а главное, в необычном, до простоты, удобстве использования и управления. Эта находка фирмы, за годы изготовления претерпела около 30-ти модификаций. Подробнее о камере можно будет узнать в следующей части повествования.
Иогана Стинбергена интуиция, будь то техническая или кадровая, подводила редко. Ещё в 1923 г. он пригласил на работу в компанию молодого механика пишущих машинок Карла Нюхтерляйна (Karl Nüchterlein), разглядев в нём не ординарную личность. Карл вскоре возглавил основную конструкторскую группу Ihagee. Нюхтерляйн сыпал идеями с такой скоростью, что их просто не успевали подхватывать. Достаточно сказать, что к своему главному детищу Kine-Exakta, он подошёл, уже имея за плечами около двух десятков патентов.
В начале 1936 г. группа конструкторов Ihagee Kamerawerk, состоящая из Отто Хельфрихта, Рудольфа Грошупфа (Otto Helfricht, Rudolf Groschupf), возглавляемая Карлом Нюхтерляйном, показывает на фотографической выставке в Лейпциге пять экземпляров первой в Мире однообъективной зеркальной камеры Kine-Exakta (см. рис. 11), с кадром 24x36 мм., в которой использовалась стандартная 35мм. кинопленка (тип 135).
первая Kine-Exakta, версия 1 (круглая линза) (1936 г.)
Вопрос первенства извечный, спорный, и, видимо, никогда не разрешимый. Наш «Спорт» или «Kine-Exakta»? Советский Ту-104 или английский Comet? Попов или Маркони? И т.д., и т.п., и пр. Да так ли это важно? См. рис. 12. В любом случае, это было начало бешенного Мирового успеха камер Exakta и компании Ihagee Kamerawerk.
Карл Нюхтерляйн не унимался. Он регистрирует своё очередное изобретение – SLR - фотоаппарат с электрическим экспонометром, на которое в ноябре 1939 г. получает патент. (За несколько лет до этого, в 1935 г. Zeis Ikon получает патент за использование встроенного электрического экспонометра в своей TLR – камере Contaflex 860/24, работающей на формате 24х36мм.). Затем следует ещё целый ряд изобретений в области совмещения электрического экспонометра с SLR камерой, патент, на одно из которых можно увидеть на рис. 13
Советский «Спорт», оспаривающийпервенство 35 мм. SLR -камеры (1935-1941 г.)
Следующий патент на изобретение SLR камеры, с TTL измерением Карл Нюхтерляйн получает в 1943 г.Фантастика!!!
Осуществить эту блестящую идею Нюхтерляйну не пришлось, основным препятствием была война. Кроме того, тормозила незрелость и неуклюжесть электронных технологий. До воплощения идеи, спустя двадцать лет, в 1963 г., добрались японцы (Tokyo Kogaku), впервые наделив фотокамеру Topcon RE Super замером TTL и, в придачу, экзактовским байонетом. Параллельно с совершенствованием моделей Exakta VP и Kine-Exakta велись интенсивные работы по созданию камеры SLR среднего формата 6х6 см., работающую с роликовой плёнкой (тип 120). Появление серийного экземпляра Exakta 6х6 (горизонтальная SLR) датируется 1938 г. См. рис. 14.
Один изпатентов на изобретение SLR камеры со встроенным электрическим экспонометром от 14 мая 1942 г.
Начавшаяся Вторая Мировая война, крушившая всё без разбора, не прошла и мимо Ihagee.
Будучи иностранцем, да ещё женатым на американке еврейского происхождения, Иоган Стинберген, не вызывал особого уважения у нацистов. Он стал терять контроль над своим предприятием. Ihagee Kamerawerk постепенно у него отнимали, а затем предложили разделить на две части. Предлагающие не терпели возражений. Из Ihagee Kamerawerk сделали две отдельные компании: "Ihagee Kamerawerk Aktiengesellschaft" и "Steenbergen and Co". Это стало началом полного краха.
После поглощения нацистами обоих предприятий, Иоган Стинберген вовсе остаётся не у дел. Благодаря жене, имеющей американский паспорт, в 1942 г. они покидают Германию, и уезжают за океан. Вскоре, в декабре 1943 г., Иоган Стинберген назначается консулом Нидерландов в Сан-Франциско. Управляющий, принявший остатки фирмы Стинбергена в Германии, как ни пыжился, так ничего не смог сделать после отъезда основоположника. Дела закончились плачевно. После мощного английского авиа удара 13 февраля 1945 г. на Дрезден, от предприятия остались лишь воспоминания.
Довоенная Exakta 6х6 (1938г.)
Все ведущие инженеры фирмы были призваны в армию и мало, кто из них вернулся после войны назад. Карл Нюхтерляйн пропал без вести. После войны союзнические власти запретили Стинбергену возвращаться в Дрезден. Он продолжал консульскую работу, сначала во французской оккупационной зоне, позже в различных немецких городах. В Дрезден он больше никогда не возвращался. Умер Иоган Стинберген в1967 г.
Так печально закончилась довоенная история Ihagee Kamerawerk, Steenbergen & Co., Дрезден и людей, стоявших у её истоков. Возрождение компании и, уже ставшей её неотъемлемой частью торговой марки «Exakta», началось после Второй Мировой, уже в другой стране, с другими людьми, другой техникой, а главное, с другим названием «OPTIK VEB», Дрезден, Восточная Германия (VEB – VolksEigener Betrieb – Народное предприятие).
Таким образом, жизнь Exakta, так бездарно прерванная, возродилась уже в новом качестве. Продолжится и наша история.
Борис Бакст