Двуглазую среднеформатнуюTLR-камеру Yashica MAT 124(G), á la Rolleiflex, японцы начали выпускать еще в 1970г. Выпуск продолжался до 1986г. (рис. 1 и 2) .
Вообще страсть японцев к гениальной роллеевской схеме TLR-камеры с квадратным форматом общеизвестна. Данной хворобой переболела не одна японская компания. Это и промышленные гиганты: Олимпус, Никон и много, много других фирм. Yashica заразилась «двуглазой» болезнью в 1958г, выпустив свою первую TLR-камеру Yashica MAT 44 (рис.3) (формат кадрового окна 4х4см, тип пленки 127, причем разновидностей подобных Яшик было многого: 44А 44LM и т. п.). Несомненно, что прообразом этих конструкций послужила известная камера Baby Rolleiflex, использующая плёнку 127-го типа (рис.3).
рис. 1. Yashica MAT 124G
рис. 2. Yashica MAT 124G с раскрытой шахтой
К началу 60-х у Яшики состоялась уже солидная линейка, с обычным средним форматом 6х6см (т. н. «алфавитная» серия Yashica A, A I, A II, A III и т. п.) Все Yashica «алфавитной» серии были в той или иной степени римейками Rolleicord. Т.е. у них был упрощённый взвод затвора и установка апертуры на барабане объектива, как правило, недорогого трехлинзового объектива Yashikor 3,5/80 (схема Triotar).
рис. 3. Первенец TLR-камеры Yashica MAT 44, рядом со своим старшим братом Baby Rolleiflex
Естественно увлечение «двуглазыми» созданиями инспирировалось рынком. Искушённому потребителю была близка неистребимая тяга к среднему формату. Он всегда хотел быть ближе к профи и, считал, что его снимки должны быть ничуть не хуже, чем у мастера. Эпидемия, вызывающая у каждого неофита желание стать спецом в этом жанре, лет десять назад захлестнула и Россию. Наверное, не надо пояснять, что связано это с поголовным обладанием цифрокамерами разного рода и качества, или, даже, мобильниками, которые сегодня немыслимы без функций фото и видео. При этом, тот же новичок считает, что элементарное образование, и главное, вкус, для осуществления его замыслов вовсе не обязательны.
В середине прошлого века всё было гораздо сложней. Для реализации высоких чаяний фотолюбителя, ему был нужен соответствующий инструмент. Практически ничего доступного, кроме Роллея, стоящего тогда безумных денег, европейский рынок тогда не знал. Поэтому, снимающий народ потянулся к Яшике, которая стоила много меньше Роллея. Позже, в 1970г, в длинном ряду двуглазых TLR Яшик, наконец, появляются две более дорогие камеры: Yashica Mat-124, и 124G, достойные пристального внимания и уважения. Это уже попытки повторения аппаратов Роллефлекса, сделанные с той же тщательностью и ответственностью. Венчает камеру съемочный объектив Yashinon 80mm f/3,5. Рабочий диапазон диафрагм от 1:3,5 до 1:32. Минимальная дистанция фокусировки 1м.
рис. 4. Схема Тессара очень древняя. Он разработан доктором Паулем Рудольфом, и запатентован в апреле 1902г фирмой «Carl Zeiss».
Различные источники трактуют происхождение Yashinon(а) по-разному. Одни утверждают, что это закупленный в Германии цейсовсовский Тессар; другие говорят о покупке японцами цейсовской лицензии; - третьи утверждают, что это собственная разработка Яшики, сделанная по классической тессаровской схеме. Схема Тессара очень древняя. Он разработан доктором Паулем Рудольфом, и запатентован в апреле 1902г фирмой «Carl Zeiss». Объектив имеет конструкцию из 4 элементов в трёх группах, где 3-я и 4-я линзы склеены. Лепестки диафрагмы размещаются перед задним компонентом (рис.4).
В любом случае Yashinon 80/3,5, независимо от его происхождения, не уступает ни по одному параметру заслуженному цейссовскому Тессару (разве что Тессар Роллефлекса имеет меньшее фокусное расстояние 75mm f/3.5) . Мне кажется, что со мной согласятся все, кто имел возможность сравнить Тессар Роллея с Yashinon(ом).
рис. 5. Фокусировочные устройства Yashica MAT 124G
Визирующий объектив Yashica Mat-124, и 124G - трехлинзовый Yashinon 80mm f/2,8. Наводка осуществляется по экрану с кольцами Френеля и матовым кружком в середине. Фокусировка делается из положения «от пояса». Для точности наводки используется мощная откидная лупа (рис. 5, поз 1). В случае дефицита времени, при условии предварительной наводки на резкость, можно пользоваться сквозным т. н. «спортивным видоискателем», держа камеру на уровне глаз (рис. 5б, поз 2 и 3). Барабан наводки на резкость расположен под левой рукой оператора. Он снабжён метражной и футовой шкалами и шкалой ГРИП. Помимо этого на плоскости барабана есть окошко для установки различных памяток (рис.6) Номер модели указывает на универсальную возможность использования пленки типа 120, и 220 (12 и 24 кадра соответственно). Yashica Mat-124, и 124G – практически родные братья. Аббревиатура «G» в модели Yashica Mat-124G означает «Gold», (имеются в виду позолоченные контакты экспонометра). Оправы объективов аппарата не имеют привычной резьбы для светофильтров. По примеру старшего брата Роллефлекса для фильтров используется байонетное крепление.
рис. 6. Барабан наводки на резкость расположен под левой рукой оператора
Yashica Mat-124, и 124G используют очень надежный и точный пятилепестковый центральный затвор Copal SV, такой же, как и Rolleiflex
Рабочие выдержки от 1 секунды до 1/500 и выдержка «B» (bulb). В затворе реализованы два типа синхронизации (X и M) и автоспуск.
рис. 7. Читателям, никогда не державшим Yashica Mat-124, и 124G в руках, для наглядности предлагается позиционирование органов их управления и настройки
Читателям, никогда не державшим Yashica Mat-124, и 124G в руках, для наглядности предлагается рис. 7, где позиционированы органы её управления и настройки:
1- окошко индикации чувствительности установленной плёнки
2- зубчатоё колёсико для установки чувствительности плёнки
3- петля для плечевого ремня
4- счётчик кадров
5- окошко контроля типа заряженной плёнки 120, или 220 (12кадров или 24)
6- окошко установленной апертуры и выдержки
7- диск установки выдержки
8- складывающаяся рукоятка перемотки плёнки и взвода затвора
9- замок спусковой кнопки
10- спусковая кнопка
11- крышка окна «спортивного видоискателя
12- окошко экспонометра
13- линза CdS-сенсора
14- РС-контакт для вспышки
15- объектив видоискателя Yashinon 80mm f/2,8
16- диск установки апертуры
17- съёмочный объектив Yashinon 80/3,5
Yashica Mat-124, и 124G в качестве светоприёмника сопряжённого экспонометра использует сернистокадмиевый фотодиод CdS.
Установка нужной экспозиции выглядит как совмещение стрелок (нечто подобное можно видеть на нашем Зените-Е, разница только в том, что подвижная стрелка сопряжена с управлением лепестками диафрагмы, а измерительная - электронно связана с диском управления выдержками) (рис. 8). Питание схемы измерителя осуществляется ртутной «таблеткой», подобной отечественной РЦ-53, напряжением 1,35В. Надо заметить, что измеритель довольно чувствителен к уровню питания. Технические условия гарантируют правильные результаты измерений только при использовании ртутных элементов EPX625, PX625, напряжением 1,35В (типоразмер LR9). Использование современных «таблеток», напряжением 1,55В, может искажать его показания (рис. 9). Эта проблема знакома всем владельцам многих (великолепных) камер из прошлой жизни, скажем, OlympusOM-1/1n.
рис. 8. Установка нужной экспозиции выглядит как совмещение неких символов
Батарей подобного типа никто кроме России уже давно не производит. Самый радикальный способ – использовать отечественную ртутную батарейку РЦ-53, которая является близким аналогом упомянутых ртутных элементов EPX625, PX625. Но такой совет хорош лишь для столичных фотографов. Правда, разыскать батарейку РЦ-53 и в Москве можно не всегда. А как быть жителям отдалённых регионов? Обычная замена ртутной батарейки современной, подходящей по габаритам, щелочной или серебряно-цинковой, напряжением 1,55В, возможна в простых схемах освещения, при введении экспокоррекции -1EV. Но дело в том, что поправка эта не распространяется линейно на жёсткие световые схемы и в определённых условиях, Вы можете получить погрешность до 4-х ступеней диафрагмы. Оптимальный выход из положения - иметь с собой хороший цифровой автономный экспонометр.
Недостатком фотосистемы Yashica MAT 124(G) является отсутствие сменных объективов. Но конструкторы Yashica смогли в какой-то степени решить и эту проблему. В качестве дополнительных аксессуаров Вы можете купить два типа афокальных* насадок на штатный объектив. Теленасадка увеличивает фокусное расстояние штатного объектива с 80мм. до 112мм. (эквивалент для узкопленочной камеры увеличение фокуса с 50 до 70 мм.).
рис. 9. Установка батареи в корпус камеры
рис. 10. Афокальные насадки; оптическая схема афокальных насадок:
а - при угловом увеличении Г > 1 (угол а' > а);
б - при угловом увеличении Г < 1 (а' < а).
Широкоугольная афокальная насадка уменьшает фокусное расстояние до 58мм. (в узкоплёночном эквиваленте до 36мм). Насадки выполнены с хорошей оптической совместимостью со съёмочным объективом Yashinon 80/3,5, так что особого ухудшения картинки при средних увеличениях Вы и не заметите. И самое главное их достоинство малый вес и габариты.
* Афокальная насадка, оптическая насадка, присоединяемая к передней части объектива для изменения масштаба изображения, образуемого объективом. Она состоит из двух компонентов (рис. 10), образующих телескопическую оптическую систему, фокусы которой находятся в бесконечности (отсюда название «афокальная»). Если угловое увеличение афокальной насадки больше 1 (Г > 1), то эквивалентное фокусное расстояние системы «афокальная насадка + объектив» больше фокусного расстояния объектива и масштаб изображения увеличивается. Если Г < 1, то масштаб изображения уменьшается. Применение афокальных насадок позволяет изменять масштаб изображения в два и более раза.
Аксессуары
Поскольку Yashica MAT 124G камера системная, она обеспечена массой аксессуаров:
- самым необходимым, из которых, является байонетная бленда (рис. 11 и 12)
- набор из 15 светофильтров для черно-белой и цветной фотографии (рис. 11)
- упомянутые выше афокальные насадки
- на фокусировочном экране аппарата красными линиями нанесены контуры кадра 24х35мм. Эти контуры предназначены для использования адаптера под пленку 35мм. Но это вещь достаточно редкая, тем не менее, она существует.
- вспышку с камерой можно использовать любую [ручную, или автоматическую (не TTL)], обеспечивающую нужные параметры съёмки.
- красивый, но совсем необязательный футляр (рис. 13).
рис. 11. Байонетная бленда и фильтры
TLR-камеру Yashica MAT 124(G) выпускали 16 лет. За это время она претерпела целый ряд усовершенствований. Аппарат не перестаёт пользоваться устойчивым спросом и через 25 лет после окончания выпуска! В первую очередь это обусловлено очень тонким подходом к её проектированию и, конечно же, качеством исполнения и безотказностью. Затвор камеры работает очень мягко. Хлопка зеркала практически не слышно. Одним словом это аппарат из того самого разряда – «КЛАСС!»
рис. 12. Yashica MAT 124G с блендой
Тип камеры: двухобъективная зеркалка, могущая использовать типы плёнок 120, или 220.
Объектив: YASHINON 80mm f/3,5, 4 элемента в 3 группах.
Затвор: COPAL SV со скоростями от 1 до 1/500 с и «B»; встроенный автоспуск; селектор синхронизатора вспышки M и X; стопорный механизм затвора.
Видоискатель: объектив YASHINON 80 мм F2.8. Наводка осуществляется по экрану с кольцами Френеля и матовым кружком в середине. Имеется большая 3-х кратная откидная лупа; возможно формирование «спортивного видоискателя»
Фотоэкспонометр: Встроенный, сопряжённый на базе фотодиода CdS
Чувствительность используемой плёнки: ASA 25 - 400
Перемотка плёнки и взвод затвора: вращаемая рукоятка.
Фокусировка: большой барабан под левой рукой оператора
Расстояние минимальной фокусировки: 1м, или 3,3фута
Крепление аксессуаров на объектив – байонет
Габариты: 77 x 148 x 101мм
Вес: 1100гр
Борис Бакст