Semi Olympus II
В конце 1937 г. компания «Takachiho Seisakusho» выпустила в продажу новую камеру Semi Olympus II. По схеме это, не вертикальная, как Semi Olympus I, а горизонтальная «раскладушка», метражка прежнего формата 4.5х6cм, с оптическим, жёстко установленным над верхней панелью видоискателем и колодкой для аксессуаров в правой её части. Камера оборудовалась объективом собственного производства, как и Semi Olympus I - Takatiho Tokyo Zuiko 75mm f/4.5 (четырёхэлементная версия рис. 1)
рис. 1. Оптические схемы объективов дляSemi Olympus иOlympus Six
Первая версия Semi Olympus II имела жёстко установленный, так называемый, ньютоновский оптический видоискатель в правой части верхней панели камеры, рядом с головкой перемотки плёнки. Кнопка замка раскрытия камеры находилась строго в центре верхней панели (рис. 2). В рекламных буклетах 1937 г, затвор, которым была оборудована камера, называется «Laurel». Мы уже говорили, что это одно из названий собственной разработки затвора «Koho», со скоростями T, B, 1 - 1/150 сек. (некоторые источники упоминают ещё одно название этого затвора «Dauled»). На нижнем буклете указана цена камеры (рис. 2) – 105 Йен.
рис. 2. Рекламные буклеты Semi Olympus II (первая версия)
рис. 3. Semi Olympus II (вторая версия)
Вторая версия Semi Olympus II (рис. 3) так же появилась в 1937 г. Её оптический видоискатель переместился в середину верхней панели камеры, над объективом. Кнопка замка раскрытия камеры сместилась влево. Серийный номер корпуса гравирован на головке перемотки плёнки, вместе со стрелкой, указывающей направление намотки. Затвор вновь называли Koho. Панель затвора в верхней части отмечена надписью «OLYMPUS-TOKYO N». Фокусное расстояние объектива указано в сантиметрах: Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/4.5. Таких камер было изготовлено приблизительно 4000 шт.
рис. 4. Рекламный буклет Olympus Six
Olympus Six
В 1939 г. конструкция Semi-Olympus получила дальнейшее развитие. Появилась версия среднеформатной камеры 6х6. Прототип назвали Semi Olympus III. Со специальным вкладышем и ограничительной рамкой видоискателя, аппарат мог работать на формате 4.5х6см. Серийный вариант новинки поступил в продажу с названием Olympus Six (рис. 4). Это была прежняя горизонтальная «раскладушка», метражка, которая со временем, в последних, уже послевоенных модификациях приобрела дальномер. Биография аппарата была долгой. Вполне естественно, что она прерывалась военными годами между 1942 и 1945. Хронологию Olympus Six принято представлять следующим образом:
1939 Olympus Six
1948 Olympus Chrome Six I
1948 Olympus Chrome Six II
1950 Olympus Chrome Six III А/В
1954 Olympus Chrome Six IVА или RIA
1954 Olympus Chrome Six IVВ или RIB
1955 Olympus Chrome Six V А/В
1955 Olympus Chrome Six RII А/В
рис. 5. Рекламный буклет Olympus Six I и Six II
В 1939 г, с разницей несколько месяцев, в продаже появились две версии (рис.5):
Olympus Six I с затвором Koho (скорости T, B, 1 - 1/200 сек.) и объективом Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/4.5 (четырёхэлементная версия рис. 1) и
Olympus Six II(рис. 6) с тем же затвором Koho и объективом Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/3.5 (четырёхэлементная версия рис. 1).
Конструкция камеры - практически точное повторение одной из моделей цейсовской Ikonta 6х6 (рис.07). Каркас изготовлен из штампованных стальных панелей. В центре верхней панели располагается складной галилеев видоискатель. В задней крышке – два, закрытых красными фильтрами окошка для считывания с ракорда номера кадра (для форматов 6х6 или 4.5х6см.).
В 1940 г. выходит третья версия Olympus Six с новым затвором и новой модификацией объектива Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/4.5 (пятиэлементная версия рис. 1). Затвор, установленный на камере - неизвестного происхождения, с улучшенным скоростным диапазоном T, B, 1 - 1/300 сек. Панель затвора безымянна. На мой взгляд, это один из последних предвоенных прототипов камеры, который, впрочем, историки Олимпуса считают состоявшейся моделью. Все довоенные камеры Olympus Six – чрезвычайная редкость.
Аппараты, начиная с 1940 г, могут иметь разные версии объективов. Это относится к обоим объективам светосилы f/3.5 и f/4.5 (рис. 1). Одна из них старая, 4 элемента в 3-х группах, она использовалась ещё на Semi Olympus. Другая – новая разработка Zuiko7,5cm f/3.5 и 7,5cm f/4.5 - 5 элементов в 3-х группах. Некоторые новинки кодируются, как «S-Zuiko». Кроме того, на кожаной отделке передних крышек камер с объективами новой конструкции, было тиснение «SUPER-OLYMPUS», тогда, как на ранних экземплярах камеры мы видим тиснение «OLYMPUS-SIX».
Срочная перестройка объективов случилась не от хорошей жизни. Стекло довоенного поставщика «Schott & Genossen, Jena und Mainz» (немецкое стекло и заготовки линз знаменитого Шотта, использовали практически все ведущие производители оптики) с началом Второй Мировой стало не доступно, и «Takachiho Seisakusho» была вынуждена переключиться на отечественных, японских изготовителей стекла. Чтобы сохранить прежнее качество оптики, пришлось пересмотреть оптические формулы объективов.
На буклете (рис.5) можно рассмотреть цены аппаратов:
Olympus Six I - 125 Йен
Olympus Six II - 160 Йен, правда, не известно, каким версиям объективов они соответствуют. Вот, пожалуй, всё, что известно о довоенной камере Olympus Six. Предположительно их производство продержалось до 1942 г.
рис. 7. Цейсовская Ikonta 6х6
Olympus Chrome Six
Первая послевоенная модельOlympus Six появилась уже в 1946 г. (рис.8). Это была модификация довоенной версии Olympus Six II с новым, покупным затвором Copal (скорости T, B, 1 - 1/200 сек.) и объективом Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/3.5 (пятиэлементная версия, рис. 1).
рис. 8. Первая послевоенная модельOlympus Six
Дело в том, что в результате воздушной бомбардировки 26 апреля 1945 г. был полностью разрушен завод, который «Takachiho Seisakusho» успела выстроить в предвоенный год, специально для изготовления собственных затворов Koho, поэтому послевоенные камеры решили снаряжать затворами, которые легче было раздобыть. Попробовали использовать затворы японского коллеги, компании «Copal». Выбор оказался удачным. Во всяком случае, использование покупного затвора показалось Олимпусу в тот момент, рентабельнее восстановления собственных производственных мощностей не главной значимости. Сотрудничество с «Copal» продолжалось в течение всего послевоенного периода производства Olympus Six и Olympus Chrome Six.
Параллельно восстановлению основного производства активно шли проектные работы, готовился прототип очередной новинки. В 1946 г. компания, с обновлённым названием «Takachiho Optical Co., Ltd.» выпускает в свет аппарат, кардинально отличающийся от предвоенной модели
рис. 9. Olympus Chrome Six I
Olympus Chrome Six I(рис.9). Корпус новинки изготовлен методом «литья по выплавляемым моделям», что сразу определило его высокую точность и большую жёсткость. Вероятно, это был один из первых самостоятельных шагов будущего «Олимпуса – эталона точности» к вершинам прецизионных технологий. Верхняя и нижняя панели камеры хромированы. Это нововведение отразилось на названии аппарата, к нему добавилось слово «Chrome». На верхней панели, в центре, над объективом - жёстко установленный ньютоновский оптический видоискатель, так же одетый в хромированный корпус. Под правой рукой оператора, на верхней панели, расположена кнопка спуска затвора Copal (скорости T, B, 1 - 1/200 сек.). Рядом гравировка «Olympus Six» (рис.9). Оптическое вооружение – пятилинзовый Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/3.5. Со специальным вкладышем аппарат мог работать на формате 4.5х6см. В поле видоискателя для этого формата есть специальная рамка. Одновременно в продажу поступает другая модель
рис. 10. Olympus Chrome Six II
Olympus Chrome Six II(рис.10). От «Six I» она отличается только новым светосильным объективом Takatiho Tokyo Zuiko 7,5cm f/2.8 (6 элементов в 4-х группах).
Обе камеры выглядели очень эффектно и сразу завоевали симпатии покупателей. Даже тяжёлая послевоенная обстановка не могла удержать растущую армию поклонников фотографии. Производство новых камер едва успевало за спросом. Утром в фотомагазинах Токио выстраивались очереди, в ожидании прибытия новой партии аппаратов с завода Suwa в префектуре Нагано. Такой неожиданный успех окрылял и подстёгивал. Производство расширялось и крепло. Конструкторские группы, генерируя нескончаемое количество идей и не гнушаясь заимствованиями, занимались сразу несколькими очередными прототипами, не только Olympus Chrome Six, но и линейками совсем иных камер (двуглазых TLR Olympus Flex, Olympus 35 и др.), о которых мы расскажем в будущих главах.
В 1950 г, компания, с обновлённым и привычным для нас названием Olympus Optical Co., Ltd., подарила любителям фото новую модель
Olympus Chrome Six III. Главное её отличие от предыдущей – изменение механизма протяжки плёнки, который обеспечил довольно сильное её натяжение, для точного позиционирования в кадровом окне. Не надо объяснять, что провисание плёнки, ухудшает оптические характеристики всей системы. Появилось несколько других конструктивных мелочей, таких, как шкала – памятка чувствительности плёнки. Колодка для аксессуаров и кнопка спуска затвора значительно поднялись над верхней панелью. На камере установили новый затвор S.Copal (B,1 - 1/200 сек.), с автоспуском и синхрогнездом типа ASA (не PC).
рис. 11. Olympus Chrome Six III А
Начиная с этой модели, объективы утратили своё архаичное название «Takatiho Tokyo Zuiko» и стали именоваться «Olympus Zuiko». В зависимости от типа установленного объектива, камеры принято классифицировать, как Olympus Chrome Six III А (Olympus Zuiko F.C. 7,5см f/3.5) (рис.11), или Olympus Chrome Six III В (Olympus Zuiko F.C. 7,5см f/2.8) (рис.12).В некоторый момент, в течение производства, на Olympus Chrome Six III А был установлен новый объектив Olympus D. Zuiko F.C. 7,5см f/3.5. Это был повторно пересчитанный проект, с новым стеклом. Оптики фактически вернулись к 4-х элементной версии объектива 1936 г. (рис.1).
рис. 12. Olympus Chrome Six III B
В 1954 г. «метражка»Olympus Chrome Six, наконец, оснащается долгожданным дальномером, правда не сопряжённым с объективом. Это означает, что, используя данные, полученные в результате замера дистанции, Вы затем должны установить её вручную, на лимбе расстояний, вращая оправу объектива.
рис. 13. Olympus Chrome Six IVA или RIA и Olympus Chrome Six IVB или RIB
Olympus Chrome Six IVA или RIA (рис.13) и
Olympus Chrome Six IVB или RIB (рис.13) отличаются лишь объективами. У камеры IVA это D. Zuiko F.C. 7,5cm f/3.5, у IVB - Zuiko F.C. 7,5cm f/2.8. Аппараты оборудованы затворами S. Copal (B,1 - 1/200 сек.), с автоспуском и синхрогнездом типа ASA. Дальномер и видоискатель объединены общим хромированным кожухом, закрывающим часть верхней панели.
Olympus Chrome Six V А(D. Zuiko F.C. 7,5cm f/3.5) , 1955 г. (рис.14)
Olympus Chrome Six V В (Zuiko F.C. 7,5сm f/2.8)
Совершенно новая конструкция, с полностью перестроенным корпусом. Скорее всего, это воплощение промежуточной дизайнерской идеи, на которой отрабатывалась очередная концепция аппарата. Однако все технологические наработки, прекрасно оправдавшие себя на предыдущих изделиях, сохранены. В частности это касается скелета камеры, её корпуса. Для его изготовления по-прежнему использовались методы точного литья. Камера вновь стала метражной, т. е. её лишили дальномера. Фигурный хромированный кожух покрывает всю верхнюю панель, включая видоискатель. В углублениях кожуха расположены башмак для аксессуаров и рычажок для переключения маски видоискателя на формат 4.5х6. Единственным выступающим элементом над панелью осталась лишь кнопка спуска затвора, которой придали причудливую пирамидальную форму. Кнопка замка раскрытия камеры переместилась на откидную переднюю панель. Головка продвижения плёнки вовсе исчезла с верхней панели. Её заменил курковый взвод. Курок находится в левой части нижней панели. Трудно судить, на сколько оправдано это нововведение. Для того чтобы перевести плёнку на один кадр (6х6) надо сделать шесть полных взводов курка, что, по-моему, ничуть не эффективнее прежней головки перемотки. А ведь для перестройки камеры на курковый взвод потребовалось полностью перекроить всю её механику.
На аппарат установили модернизированный затвор S.Copal (B,1 - 1/200 сек.), с автоспуском и синхрогнездом, привычного типа РС. Затвор немного изменил косметику. В новой версии все его шкалы хромированы. Ходят настоятельные слухи (они в основном рождаются после торгов на eBay), что существует вариантOlympus Chrome Six V с затвором S.Copal расширенного диапазона скоростей B,1 - 1/300 сек. Фотографии подобного аппарата мне раздобыть не удалось.
рис. 14.Olympus Chrome Six V А
Olympus Chrome Six RIIA(D. Zuiko F.C. 7,5сm f/3.5), 1955 г. (рис.15, 16)
Olympus Chrome Six RIIB(Zuiko F.C. 7,5сm f/2.8), 1955 г. (рис.15, 16)
Фактически это тот же Olympus Chrome Six V с вернувшимся в конструкцию, не сопряжённым дальномером. Встречаются разные конструктивные наборы этих камер. Например, с круглой спусковой кнопкой, или с пирамидальной, с затворами старого типа S.Copal и с модернизированными (рис.15). Подобных мелочей замечено много. Такая пестрота объясняется единственной возможной причиной: стремлением Олимпуса скорее перейти к новым видам разработок, закончив с, уже ставшими архаизмами к середине 50-х, складными камерами. Поэтому весь залежавшийся складской задел, спешили вложить в продукт, который тогда ещё имел спрос. Это отнюдь не было халтурой. Все пёстрые варианты Six RIIA и Six RIIB столь же высококлассны, как и их предшественники. Но этим камерам было суждено к 1957 г. стать последними складными камерами Олимпуса.
Вероятно, причиной такого неожиданного поворота Олимпуса к прогрессу послужила инициатива молодой, вновь созданной в начале 1956 г конструкторской группы, которая, влившись в прежний состав разработчиков, сумела поломать уснувшие традиционные стереотипы. Одним из приглашённых в эту новую группу был молодой талантливый выпускник университета Йошигиса Мэйтани. Об этом человеке в своё время будет отдельный рассказ.
рис. 15. Olympus Chrome Six RIIA и Olympus Chrome Six RIIB
Olympus Standard
Как Вы, наверное, помните, первой камерой «Takachiho Seisakusho» с объективом собственного изготовления, была среднеформатная «раскладушка» Semi-Olympus I, запущенная в производство в 1936 г. Но круг интересов Олимпуса всегда был достаточно широк и он не мог ограничиваться одним проектом. Вторым аппаратом, макет которого в 1936 г. был уже практически готов, стал Olympus Standard. Прототип его был показан в 1937 г. Надо заметить, что Olympus Standard так навсегда и остался на уровне прототипа. Было изготовлено всего 10 экземпляров этой камеры, один из которых при очередном салонном показе (как говорится в распространённой байке) был ошибочно или опрометчиво продан случайному немецкому покупателю, который, как позже, оказалось, был одним из ведущих инженеров конструкторской группы Лейтца. Конечно же, Лейка ничего не хотела заимствовать у японцев, скорее наоборот, но её прозорливых руководителей начали настораживать активные японские конкуренты (это касалось не только Олимпуса). Время показало, что их опасения были не напрасны. Согласно той же байке приобретённый экземпляр разложили по косточкам в лабораториях Лейтца, высказывая при этом удивление и восхищение уменью рукастых японцев.
рис. 16. Рекламный буклет Olympus Chrome Six RIIA / RIIB
Что же это за легендарный фотоаппарат, о котором ходит так много историй? О нём упоминает популярное в среде собирателей издание «300 Leica copies». Но сам Olympus Standard практически никто из современников не видел. Последнее упоминание оOlympus Standard пришло с японского портала аукциона Yahoo 10 мая 2006 г, где аппарат, требующий серьёзной реставрации, был продан за 371 000 Йен (примерно $3400).
Olympus Standard (рис.17) это дальномерная камера, с возможностью смены оптики, рассчитанная на работу с катушечной плёнкой 127-го – типа. Плёнка эта, сегодня практически не востребованная (хотя в Сети встречаются предложения о её продаже), в довоенные годы была весьма популярной. Вспомните хотя бы многочисленное семейство Exakta VP.
Olympus Standard давал на ролике 127-го типа десять кадров формата 4х5cм. Дальномер камеры сопряжённый, совмещённый с видоискателем. Затвор шторный, с горизонтальным движением матерчатых шторок в фокальной плоскости. Набор скоростей затвора: Т, B, 1/15, 1/30, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500сек.
Головка перемотки плёнки совмещена с взводом затвора и устройством счётчика кадров. Лимб счётчика находится в нижней части головки перемотки. Кроме того, в задней крышке камеры имеется стандартное окошко с красным стеклом и с защитной шторкой, с помощью которого устанавливается правильная стартовая позиция плёнки. Задняя крышка камеры съёмная, она отделяется от аппарата вместе с частью нижней обвязки. Замок крышки находится на нижней панели. В центре нижней панели расположена подвижная пластина. Когда Вы выдвигаете её вперёд, камера приобретает устойчивое основание. На верхней панели, перед кнопкой спуска затвора, располагается резьбовое гнездо для подключения спускового тросика. Вращающийся рычажок под кнопкой спуска, может в передней позиции фиксировать её в положении скорости затвора «Т».
рис. 18. Штатный объектив Olympus Standard - Takatiho Tokyo Zuiko 65mm f/3.5
В качестве штатного объектива Olympus Standard предусмотрен Takatiho Tokyo Zuiko 65mm f/3.5 (рис.18). Объектив имеет выдвижной тубус. Корпус его полностью хромирован, за исключением черненой фаски, на которой награвирована маркировка. Olympus Standard рекламировался в журнале «Asahi Camera» с июня по декабрь 1937 г. Со штатным объективом Takatiho Tokyo Zuiko 6,5cm f/3.5 аппарат предлагался по цене 275 Йен. Если Вы читали первую часть повествования, то, наверное, помните, что средняя заработная плата работников промышленности Японии в 1937 г. составляла 75 Йен в месяц. В этих же журналах был представлен список, с указанием цен, всех сменных объективов, которые готовились для аппарата:
Zuiko 6.5 cm f/3.5 100 Йен
Zuiko 6.5 cm f/2.7 145 Йен
Falcon 6.5 cm f/2 225 Йен
Zuiko 5 cm f/4.5 90 Йен
Zuiko 13.5 cm f/4.5 130 Йен
При этом подчёркивалось, что Falcon 6.5cm f/2 и Zuiko 13.5cm f/4.5 уже находятся на пути к прилавку.
Наши современники смогли подержать в руках лишь единственный объектив для Olympus Standard - Zuiko 6,5cm f/3.5. Других позиций никто не видел. Почему «Takachiho Seisakusho» так резко изменила свою политику в отношении производства Olympus Standard, остаётся загадкой. По оценке авторов книги «300 Leica copies» конструкция была достойна самых высоких похвал.
Продолжение следует.